МАОУ СШ № 5
г. Красноярск
  • История образовательной организации

    Дата создания: 8 октября 1936 года
    Основные исторические периоды школы, отраженные в событиях педагогической деятельности

    История школы № 5 тесно связана с историей Красноярска и историей Военного городка, отмеченного на карте города ещё в начале ХХ века. В одном из архивных документов читаем: «Его Преосвященство Павел Епископ Енисейский и Красноярский повелел при Красноярском Губернском Батальоне для отправления духовных треб у воинских чинов г. Красноярска… при батальоне построить свою особую деревянную на каменном фундаменте церковь». Церковь начала действовать с сентября 1873 г. « При церкви гарнизона священник Иван Иванович Рачковский безвозмездно преподавал Закон Божий и учил грамоте нижних чинов батальона, за что и был награждён». По воспоминаниям очевидцев, первое здание школы № 5 находилось на территории военного городка. Оно было одноэтажным кирпичным, классные комнаты были тесными и тёмными, парты стояли сплошь от окна до двери... Поэтому было решено снести церковь, а на её каменном фундаменте построить двухэтажное здание.

    В октябре 1936 года в нём была открыта школа № 5. Школа была семилетняя (до 1940г.П), в ней обучалось 450 учеников. В школе была создана пионерская дружина. Первым директором был Иван Андреевич Зайцев. Первый класс в том далёком 1936 ввела в школу Клавдия Яковлевна Колобкова… В мае 1936 г. в Красноярске в районе берёзовой рощи (Афонтова гора) прошла пионерская военная игра, в которой принимали участие 900 пионеров и школьников города, в том числе и ученики школы № 5. А летом красноярцы встречали прославленных советских лётчиков—Чкалова, Байдукова, Белякова… Первые букеты цветов были от пионеров. Но пришёл суровый день 22 июня 1941 года.

    Война… Она пришла в каждый дом. Тревожно затрубили пионерские горны… В первые дни войны тысячи красноярцев шли добровольно в военкоматы с просьбой отправить их на борьбу с фашистами. «Шумел июнь, кружилось лето, Беспечной радостью одето. Вдруг наступила тишина… И грянул гром средь ясна неба: «…сегодня началась война!» В лихую годину надели солдатские шинели многие наши земляки. В первые дни войны 1941 года сотни и тысячи красноярцев шли добровольно в военкоматы с просьбой отправить их на борьбу с фашистами. Шли молодые и старые мужчины и женщины, люди разных возрастов и специальностей.
    Школа в годы ВОВ
    Особенности образовательной программы

    Обеспечивая равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста – будущих первоклассников, в школе организована субботняя школа «Дошколенок», которая работает с октября по май. Для данной школы составлена специальная программа.

    1-4 классы обучаются по программе УМК «Школа России», «Начальная школа XXI века», программе развивающего обучения Л.В.Занкова, программе развивающего обучения по системе В.В.Давыдова-Д. Б. Эльконина в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В общеобразовательных классах для детей с ОВЗ обучение ведется по адаптивным образовательным программам в рамках инклюзии.

    В основе реализации основной образовательной программы начальной школы лежит системно-деятельностный подход. В 2015-2016 учебном году в целях пропедевтики и углубленного изучения предметов эстетического цикла созданы классы эстетического направления: 2а, 3а, 4а, 2в, 3в, 4а, 4б, 5а, 5б, 5в, 6а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8в, 9а.

    • Для углубленного изучения английского языка созданы гимназические классы: 2Д, 3Д, 4Д, 5Д, 6Д, 7Д, 8Д, 9Д.
    • В рамках реализации предпрофильной подготовки в 9-ых классах организована работа элективных курсов, ориентирующих на знание, содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к выпускным экзаменам.
    • В 10-х и 11 классах организовано профильное обучение по индивидуальным учебным планам.
    • На базе 10-х классов создан правовой класс.

    С 2000 года школа работает в режиме предпрофильной (8-9 класс) и профильной (10 - 11 класс) подготовки учащихся.

    С 2008 учебного года на старших уровнях 10-11 классов перешли на индивидуальные учебные планы при выборе профильных предметов. Постоянным спросом пользуются следующие профили: социально-правовой; физико-математический; химико-биологический; гуманитарный.

    С 2000 школа осуществляет углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла (музыки, ИЗО, МХК), иностранных языков в 1-11 классах по выбору учащихся и их законных представителей.

    Учебный процесс обеспечен педагогическими кадрами, методическим и материально-техническим сопровождением, соответствующими профильному уровню и углубленному уровню обучения.

    Разнообразие образовательных технологий и методов, используемых в учебно-воспитательном процессе - веление времени. Педагоги школы осваивают эффективные современные методы и технологии. Приоритетными являются здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные, технологии обучения в сотрудничестве.

    Основные направления воспитательной деятельности: гражданско–патриотическое, нравственно-духовное, познавательное, спортивное, досуговое, работа в социуме, обучение через КТД на основе личностно-ориентированного образования.

    Внеурочная, внеклассная деятельность осуществляется в виде индивидуальных и групповых занятий, занятий в группах продленного дня, факультативов, элективных учебных курсов, кружков, секций, клубов, во время подготовки и проведения классных часов, классных и общешкольных мероприятий.

    В школе ведется коррекционно-развивающая работа в нескольких направлениях:

    • Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся классов для детей с ОВЗ (5 человек)
    • Адаптация обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов
    • Индивидуальная коррекционно-развивающая работа со слабоуспевающими, часто болеющими учащимися

      Обеспечение равных прав и равных возможностей для ребенка с отклонениями в развитии, прежде всего, означает возможность быть рядом с обычными сверстниками, возможность получить образование. Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

      В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.

      Цель организации ПМП консилиума: создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

      состав ПМПк входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, логопед, социальный педагог, учителя и медицинский работник школы. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, является председателем ПМПк, организует работу консилиума, осуществляет контроль за выполнением рекомендаций ПМПк, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям, которые работают с детьми с ОВЗ в определении направлений и планировании работы, анализирует результаты обучения.

      Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения.

      Основные выявленные проблемы детей:

      • особенности индивидуального развития
      • сложная адаптация ребенка к школе;
      • трудности в усвоении норм поведения;
      • особенности социальных контактов;
      • педагогическая некомпетентность родителей.

      В МБОУ СШ № 5 сформирована внутришкольная система оценки качества образования. Ее цель - достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на результат и выявление причинно-следственных связей, позволяющие формулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы.
      Директора школы:

      В 1941 году первым из школы ушёл на фронт её первый директор Зайцев Иван Андреевич. Ушёл и не вернулся…

      • Кто был директором в годы ВОВ не известно.
      • 1945-1946 – директор Павловская В.В.
      • 1946-1947 – директор Василовская Г.Б.
      • 1947-1949 – директор Демина С.И.
      • 1949-1951 – директор Смирнов А.С.
      • 1951-1953 – директор Бусыгина В.Г.
      • 1954-1956 – директор Савицкая В.В.
      • 1956-1958- директор Кашталова Валентина Александровна
      • 1958-1974 – директор Полянина Антонина Григорьевна
      • 1974-1975- директор Аверкина Мария Васильевна
      • 1975-1981 – директор Брехова Галина Алексеевна
      • 1981-1985 – директор Томилина Любовь Матвеевна
      • 1985-1988 – директор Соколова Зинаида Михайловна -
      • С 1988 года школой руководит отличник образования Акачутина Ольга Анатольевна
      .

      Педагоги, оставившие след в истории школы

      20 мая 1942 года провела последний урок в школе и ушла на войну учительница начальных классов школы № 5 Коровникова Маргарита Георгиевна Она воевала на Северо-Западном фронте, освобождала Украину, прошла с боями Румынию, Болгарию, Венгрию… Домой вернулась с Победой.

      В 1936-1938 г.г. и в послевоенные годы учителем начальных классов в школе № 5 работала Колобкова Клавдия Яковлевна. В суровые годы войны она, жена офицера, оставила детей в Красноярске, а сама вслед за мужем ушла на фронт санинструктором. Было это в 1941 … Многое пришлось испытать Клавдии Яковлевне: с парашютом была сброшена в тыл врага, участвовала в боях на Смоленщине; была схвачена фашистами – прошла лагеря и тюрьмы; ухаживала за больными тифом и снабжала партизан лекарствами, в партизанском отряде “Искра” была награждена медалью “За отвагу”. Только 6 августа 1944 года Клавдия Яковлевна, как мать двоих детей, была освобождена от участия в боевых операциях и отправлена в расположение Красноярского горвоенкомата… Клавдия Яковлевна была ещё и поэтом. Писала на фронте, писала и после победы. Клавдия Яковлевна очень любила стихи Юлии Друниной: Только что пришла с передовой Мокрая, замёрзшая и злая. А в землянке нету никого И, конечно, печка затухает. Так устала, руки не поднять. Не до дров, согреюсь под шинелью. Прилегла и слышу, что опять По окопам нашим бьют шрапнелью. И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною будет рядом, Мимоходом:”Молодец, сестра!” Крикнут мне товарищи в награду. И ещё сияющий комбат Руку мне протянет после боя “Медсестра, родная, как я рад, Что опять осталась ты живая!” (1942-1943гг.) За свой несгибаемый дух, героизм и мужество К.Я.Колобкова награждена: медалями: За отвагу, Партизан Отечественной войны 1 степени, За победу над Германией, За оборону Москвы. Умерла Клавдия Яковлевна в Красноярске в возрасте 93 лет в окружении детей и внуков.

      Браславская Мария Михайловна Проработала в нашей школе с 1942 по 1952 год. В 1941 закончила Киевский педагогический институт, но в связи с эвакуацией учебного заведения, государственный экзамен сдавала при Красноярском педагогическом институте в 1943 году, получила диплом с отличием. Как отличница была оставлена на преподавательскую работу на кафедре истории. Одновременно работала в школе №5. Мария Михайловна была завучем школы, будучи прекрасным методистом, охотно делилась опытом работы с учителями. Труд Марии Михайловны неоднократно отмечался благодарностями. Вела большую общественную работу в школе. Мария Михайловна в годы Великой Отечественной войны участвовала в полевых работах в Партизанском отряде. Как учитель, методист и просто замечательный человек Браcлавская Мария Михайловна пользовалась заслуженным уважением среди учащихся, учителей, родителей.

      Кашталова Валентина Александровна Родилась в феврале 1925г. в деревне Малое Кузьмино Даниловского района Ярославской области. С 7 класса жила и училась в городе Ярославле в средней школе №44 В 1942 году поступила в Ярославский Педагогический институт имени К.Д. Ушинского, который окончила в 1946 году и получила назначение в Пречистенскую среднюю школу, где и проработала до января 1953 года. Уволилась в связи с переездом к месту службы мужа – военнослужащего. С Августа 1953 года и до ухода на пенсию в 1994 году работала в школе №5. В 1970 году работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Учителям доверяла, воспитывала своим примером. На педсоветах её выступления были глубокими по содержанию, критика в адрес учителей была корректной. Валентина Александровна преподавал математику. Она умела доходчиво донести самый сложный материал до каждого ребёнка. Доброту и любовь к детям отмечали не только учителя, родители, дети, но и администрация. Будучи на пенсии работала в группе продлённого дня. Валентина Александровна много читала поэтому была интересным собеседником. Летом с любовью ухаживала за растениями на своей даче. Ребята до сих пор вспоминают ее мудрые и добрые советы.

      Николаева Валентина Александровна Работала в нашей коле учителем начальных классов. Более 40 лет отдала она педагогической деятельности. Постоянный педагогический поиск, влюбленность в свою профессию, стремление идти в ногу со временем, безграничная любовь к детям с разумной строгостью приносили ей успех в работе. Валентина Александровна как учитель-новатор развивала познавательный интерес учеников, их творческие способности. Она старалась нести в класс какую-то задумку, игру, новизну. Валентина Александровна замечала и оценивала старания учащихся в достижении лучших результатов в учебной деятельности, поведении. Любить Родину, родной край, добросовестно относиться к труду, учёбе, уважать старших – всему этому учились дети с первого дня занятий у Валентины Александровны. Она отличалась честностью, принципиальностью, не скрывала своих взглядов по тем или иным вопросам. Была замечательной хозяйкой, добрым, весёлым человеком.

      Бозылева Алексанра Александровна Свою педагогическую деятельность в школе №5 начала в 1971 году, завершила в 2017 году, отдав школе 46 лет. Она преподавала географию, очень любила геологию, была верна ей всю свою трудовую деятельность. Со своими учениками Александра Александровна ходила в походы на несколько дней. По вечерам разводили костер, пели песни. В школе Александра Александровна руководила геологическим кружком «Кристалл». Кружковцы выезжали на Базаиху, Мраморный разрез, на гранитный разрез, на Караульную речку, на черную сопку в поисках полезных ископаемых. Летом ребята выезжали в Хакасию в геологический лагерь на практику, а в учебном году представляли свои исследования на НОУ, успешно занимали призовые места, побеждали в геологических олимпиадах. В последние годы работы в нашей школе Александра Александровна вела свой кружок «Кристалл» у пятиклассников, они с большой охотой и интересом его посещали.

      Лучшие ученики, медалисты, знаменитые выпускники разных лет

      • Придатченко Валентина Михайловна – выпускница 1968 г. Заместитель главврача ККБУЗ № 1. г. Красноярск.
      • Фокин Владимир Александрович – выпускник 1975 г. Главврач 20 городской больницы. Депутат Законодательного собрания. г Красноярск
      • Фокин Юрий Александрович – выпускник 1975 г. Главврач 4 городской больницы. г Красноярск
      • Аскаров Юрий – выпускник 1994 г. Окончил ГИТИС. Ведущий артист программы «Аншлаг», г Москва.
      • Трифонова Анастасия – выпускница 2000 г. Мастер спорта, участница чемпионата Европы, чемпионата мира по легкой атлетике
      • Стариков Антон Юрьевич – выпускник 1974 г. Генеральный директор ЗАО СпЭС «Промстроймеханизация», г Красноярск
      • Ильницкий Андрей Михайлович – выпускник 1974 г. Заместитель директора образовательно-просветительских программ, г Москва.
      • Костромина Наталья Максимовна- выпускница 1975 г. Ведущий специалист ГУО.
      • Швец Дмитрий Александрович – выпускник 1994 г. Кандидат технических наук, доцент, преподаватель по программированию в СибФУ, г. Красноярск.
      • Ковтунова Елена Анатольевна – выпускница 1979 г. Кандидат филологических наук, преподаватель немецкого языка в Санкт-Петербургском Государственном Университете.
      • Осипов Евгений – выпускник 1993 г. Кандидат технических наук, преподаватель информатики в университете, Швеция.
      • Максимчикова Елена Николаевна – выпускница 1993 г. Мастер городского и регионального планирования в управлении транспорта города Даллас штата Техас.
      • Веретнова Наталья Владимировна – выпускница 1996 г. кандидат экономических наук, преподаватель в СибГАУ г Красноярск.

      Традиции школы. В школе обучается 1095 учащихся с 1 по 11 класс. Школа сделала 84 выпуска. В копилке 116 золотых и 124 серебряных медали. Школа богата традициями, талантливыми, творчески высококвалифицированными педагогами. Школа № 5-центр общественной жизни микрорайона. Школа №5 – это творческая мастерская единомышленников, которая по-прежнему рада дать детям и родителям пространство благополучия, безопасности и успеха.

      Гранты:

      • 2007 г. - приоритетный национальный проекта «Образование» 1 миллион рублей.
      • 2010 г. - 600 тыс. рублей на реализацию краевого проекта «Улучшение результатов учащихся по предметам естественнонаучного цикла»
      Проекты
      • С 2009 года в школе реализуется проект «Электронный журнал» в сотрудничестве с ОО «Проверим.ком»;
      • с 2011 года школа участница федерального проекта «Компьютер для школьника», в рамках которого школа получила на каждого учащегося первого класса нэтбук.
      • С 2012 года реализуется проект «Классный журнал на сайте школы.
      • С2014 реализуется проект «Международное исследование первоклассников IPIPSe» ;

      С 2014 года реализовывались Федеральные проекты:

      • «Апробация программы бакалавриата «Психолого – педагогического образования» профиля «Учитель начальных классов»»;
      • «Апробация компьютерной формы ЕГЭ по информатике и английскому языку»;
      • «Апробация программы учебного предмета « Музыка»»;
      • «Комплексная программа «Школьный университет» в сотрудничестве с некоммерческой образовательной организацией «Открытый университет» (г. Томск) - реализуется в настоящее время
      .

    С 2014 года реализуются краевые проекты:

    • Исследование удовлетворенности учащихся и их родителей качеством общего образования» (ЦОКО)
    • «Стартовая диагностика первоклассников»
    • «Итоговая диагностика обучающихся 1-3х классов
    • проект «Предпрофессиональное образование школьников 8-9 классов» совместно с МБОУДО «Центр профессионального самоопределения»

    Мифы, интересные рассказы из истории школы

    В годы СССР жизнь шла своим чередом. Ребята учились, ездили в подшефный колхоз на уборку урожая, занимались спортом, участвовали в художественной самодеятельности. Лучших фотографировали для стенной газеты. Ученики школы активно включились в сбор металлолома для школьных комбайнов. А к середине 50-х комбайнов с надписью «Юный красноярец» было выпущено 850 штук! В этом была заслуга и учеников школы № 5. Летом 1957 г. над многими дворами военного городка вспыхнули алые флаги. Это пионеры школы № 5 , как и все пионеры Красноярска, заявили о себе интересными делами вне школы.

    В 1958 г. в школе был создан отряд юных пожарных ЮДПД. В 1961г. в космос полетел первый Советский космонавт Юрий Гагарин. Вся страна ликовала! Поэтому когда в 1963г. в Красноярск на слёт строителей страны прилетел Юрий Гагарин, участники слёта и все Красноярцы принимали его восторженно. От имени участников слёта в нашу школу пришёл выступить молодой строитель гидроэлектростанции на Талнахе. Он рассказывал о северном сиянии, морозах, стройке, героических людях – строителях. Тогда же ученики школы взяли шефство над Домом матери и ребёнка. В этом же году в школе № 5 была основана радиогазета «Пионерия шагает в коммунизм», которая вещала на весь Военный городок. Радиопередачи для неё пионеры готовили сами. А 3 октября 1963 года по всей стране был объявлен старт на соревнование между пионерскими отрядами под девизом « Пионерская двухлетка – далей солнечных разведка». Все пионерские отряды школы включились в это соревнование. Участвуя в сборе металлолома наша дружина собрала 14200 кг и заняла 6 место в городе. Пионерская дружина школы № 5 поддерживала добрые отношения с представителями воинских частей и РТУ. Воины принимали ребят в пионеры, приходили к ним на сборы.

    Ежегодно в школе проходила Неделя художественной самодеятельности. Потом давались концерты в детских садах, в ДОЗе № 1, на кирпичном заводе, перед избирателями, а в марте 1964г артистов школы даже показали по Красноярскому телевидению.

    5 апреля 1964 года был основан первый Красноярский полк юных друзей Советской Армии (ЮДСА) имени Володи Дубинина. Полк организовали курсанты РТУ Прокудин Владимир – командир 1 батальона, Морозов Василий—командир 2 батальона, Шумкин Иван – командир 3 батальона. Командиром полка стал лейтенант Клемчук. Командиры рот— комсомольцы-старшеклассники нашей школы. Полку было вручено знамя РК ВЛКСМ, полк принял военную присягу. В полк принимали учеников с пятого класса. 12 апреля 1964 года при домоуправлении был организован пионерский штаб. Пионеры начали борьбу с нарушителями за чистоту и порядок авиагородка.

    В 1968 году в честь 50-летия ВЛКСМ комсомольцы Красноярска преподнесли ученикам щколы № 5 подарок – новое, красивое трёхэтажное здание.

    Школа была построена на памятном месте. Здесь в 1919 году пролилась кровь сотен людей, отдавших свою жизнь за светлое будущее нашей страны, сражавшихся с Колчаком. Рядом со школой памятник погибшим, чью память чтят все школьные поколения. Памятник поставлен в 1947г. (автор – Георгий Лавров). Навечно застыл солдат с поднятой вверх рукой и устремлённым в далёкое будущее взглядом. Этот памятник – солдатам 3 горнострелкового и 31 Сибирского полков, зверски казнённых колчаковцами. Здесь, у памятника, стали принимать октябрят в пионеры.

    В октябре 1968 года у обелиска Борцам революции на Красной площади – где был зажжён огонь священной памяти, встали на ПОСТ № 1 лучшие из лучших... Среди них и ученики школы № 5.

    В 1972г. Комсомольской организации школы было присвоено имя Николая Кошурнникова. Юные ленинцы 70-х в часы пионерских торжеств приходили к памятнику В.И.Ленина на площади Революции. Пионеры школы №5 рапортовали о сборе металлолома на пионерские поезда БАМу, о сборе макулатуры, участвуя во Всероссийской операции “Миллион – Родине”.

    В 1973г. В школе был открыт клуб интернациональной дружбы. А в 1974г. в школе начал действовать музей профориентации и трудовой славы. Пионерская организация школы в те годы была на лучшем счету. Вожатыми были Костромина Наталья Максимовна и Кольба Вера Ивановна.

    В школе работали спортивные кружки, ежегодно проходили смотры художественной самодеятельности. Ученики приняли участие в соревнованиях посвящённых “Олимпиаде-80”, участвовали во Всесоюзной военно-смотровой игре “Зарница”. А мальчики соревновались с игроками других школ на призы клубов “Золотая шайба” и “Кожаный мяч”. В школе ежегодно проходили праздники Красной звёздочки, Гайдаровская неделя, Дни знаний, уроки Мира и уроки Мужества. А летом трудовой отряд “Красноярец”, состоящий из комсомольцев школы, Активно помогал сельчанам.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie